ТОП интересных вопросов Линии консультаций (09.06.2021)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
Безымянный-2.png
От нашего пользователя поступил вопрос:
Какой орган со стороны государства осуществляет контроль и надзор за ТСЖ?

Ляйс Оксана.png
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ и п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ 11 июня 2013 г. N 493, управление государственного жилищного надзора осуществляет контроль и надзор за деятельностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства, т.е. и за деятельностью ТСЖ. 

Обоснование:

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ и п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение о госжилнадзоре), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно п. 3 Положения о госжилнадзоре государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В ч. 2 ст. 20 ЖК РФ и п. 4 Положения о госжилнадзоре указано, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор). Часть 8.1 ст. 13 ЖК РФ также относит осуществление регионального государственного жилищного надзора к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, государственный жилищный надзор осуществляется исключительно региональными органами государственной власти. На федеральном уровне координацию и контроль деятельности региональных органов государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор РФ (Постановление Правительства РФ от 12.09.2014 N 927 "О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор" (далее - Положение о главном госжилинспекторе)).

В соответствии с п. 5 Положения о госжилнадзоре порядок осуществления государственного жилищного надзора включает:

  • наименование органа государственного жилищного надзора;

  • структуру данного органа и порядок организации его деятельности;

  • его полномочия и функции;

  • перечень должностных лиц, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия;

  • порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора;

  • порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;

  • порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований;

  • другие положения, предусмотренные настоящим Положением.

Ранее функции государственного жилищного надзора осуществляли государственные жилищные инспекции, их деятельность регламентировалась Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, которым утверждено Положение о госжилнадзоре), Приказом Госстроя РФ от 25.03.1998 N 17-66 "Об утверждении Типового положения о Государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации" (утратил силу в связи с изданием Приказа Госстроя РФ от 14.06.2002 N 99).

В штате органов государственного жилищного надзора обязательно имеются жилищные инспекторы (ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, п. 5 Положения о госжилнадзоре).

Органы государственного жилищного надзора могут именоваться государственными жилищными инспекциями. Например, государственные жилищные инспекции действуют в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы"), Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849 "О Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга"), Республике Алтай (Постановление Правительства Республики Алтай от 17.07.2008 N 163 "О Государственной жилищной инспекции Республики Алтай"), Республике Башкортостан (Указ Президента РБ от 27.10.2006 N УП-488 "О Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан"), Калужской области (Постановление Правительства Калужской области от 12.04.2004 N 104 "О государственной жилищной инспекции Калужской области") и др. субъектах РФ.

В ряде субъектов РФ созданы не инспекции, а комитеты госжилнадзора (например, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (Постановление Правительства КБР от 08.07.2015 N 150-ПП "О Порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора в Кабардино-Балкарской Республике")), службы (например, Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (Постановление Правительства РК от 26.09.2012 N 402 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми")), департаменты (например, Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.05.2016 N 217 "Вопросы осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Марий Эл")) и другие созданные субъектами РФ органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по государственному жилищному надзору. Некоторые субъекты РФ не стали создавать отдельные органы, а возложили полномочия по государственному жилищному надзору на уже действующие органы государственной власти, добавив к уже имеющимся у указанных органов полномочиям права на осуществление государственного жилищного надзора.

Важно отметить, что, хотя органы государственного жилищного надзора создаются субъектами РФ и порядок их деятельности регламентируется нормативными правовыми актами именно субъектов РФ, координацию и контроль деятельности региональных органов государственного жилищного надзора в соответствии с п. 4 Положения о главном госжилинспекторе осуществляет главный государственный жилищный инспектор РФ.

Кроме того, в соответствии с п. п. "м", "н", "о" п. 5 Положения о главном госжилинспекторе именно главный государственный инспектор РФ, обеспечивает рассмотрение документов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ в целях согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, проводит собеседование (тестирование) с кандидатом на должность руководителя органа Госжилнадзора, представляет рекомендации о согласовании назначения Министру строительства и ЖКХ РФ. В соответствии с пп. "а" п. 5 Положения о главном госжилинспекторе главный государственный жилищный инспектор также дает обязательные для исполнения указания по вопросам организации государственного жилищного надзора.

Тем самым реализуется двойная подчиненность регионального органа государственного жилищного надзора - с одной стороны, орган Госжилнадзора подчиняется высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ и осуществляет деятельность в соответствии с требованиям регионального законодательства, с другой стороны, обязан исполнять указания федерального главного государственного жилищного инспектора.

Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 07.07.1999 N 4, предусматривают определение численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта РФ следующим образом:

  • численность работников, осуществляющих общее руководство государственной жилищной инспекцией (главный государственный жилищный инспектор субъекта РФ, его заместители, главный бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам, лаборант, секретарь): 4 - 7 человек (п. 2.1);

  • численность работников, осуществляющих контроль (жилищные инспекторы) : 0,5 человека на 1 млн кв. метров жилищного фонда (п. 2.2.1);

  • численность работников, осуществляющих информационно-экономическую деятельность (экономист, инженер-экономист, программист): 2 + 0,35 человека на 1 млн кв. метров жилищного фонда (п. 2.2.2);

  • численность работников, осуществляющих нормативно-правовую деятельность (юрисконсульт) : 0,1 человека на 1 млн кв. метров жилищного фонда (п. 2.2.3).

Подборка: 

1. Решение Белгородского УФАС России от 03.03.2016 N 463-15-АЗ О прекращении производства по делу. {КонсультантПлюс} 

2. Апелляционном определении Белгородского областного суда от 18 августа 2015 г. N 33-3496/2015 

3. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 N 84-КА19-1 Требование: О признании незаконным предписания органа жилищного надзора об устранении нарушений, выразившихся в выплате председателю правления товарищества собственников жилья вознаграждения и заработной платы за совмещение должностей. Обстоятельства: ТСЖ считает, что заключение трудового договора с председателем правления и выплата ему заработной платы закону не противоречат и нарушением не являются. Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку ошибочный вывод о выходе органа жилищного надзора за пределы полномочий, реализуемых при осуществлении жилищного надзора, явился препятствием для проверки судом содержания оспариваемого предписания на соответствие требованиям закона. {КонсультантПлюс} 

4. Статья: Жилищная инспекция (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Дата подписания номера-22.03.2024
22.03.2024 Читать далее
ТОП интересных вопросов Линии консультаций (20.03.2024)
От нашего пользователя поступил вопрос: С частным агентством (исполнителем) заключен договор по предоставлению труда работников (персонала).Согласно п. 3 ст. 18.1. ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в Российской Федерации", осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. В процессе выполнения договора у частного агентства аккредитация Рострудом была отозвана. Какие риски могут возникнуть у Заказчика при продолжении получения услуг в рамках договора от такого частного агентства?
20.03.2024 Читать далее