ТОП интересных вопросов Линии консультаций (20.03.2024)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png

От нашего пользователя поступил вопрос:
С частным агентством (исполнителем) заключен договор по предоставлению труда работников (персонала).Согласно п. 3 ст. 18.1. ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в Российской Федерации", осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. В процессе выполнения договора у частного агентства аккредитация Рострудом была отозвана. Какие риски могут возникнуть у Заказчика при продолжении получения услуг в рамках договора от такого частного агентства?
 Ляйс Оксана.png

Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны

Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

В соответствии со ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в случае приостановления или отзыва аккредитации частного агентства занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) частное агентство занятости теряет право заключать с работниками трудовые договоры в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала). При этом все права и обязанности данного частного агентства занятости по заключенным ранее таким трудовым договорам сохраняются. 

Что касается вопроса о судьбе договоров между агентством (исполнителем) и заказчиком в случае утраты им статуса аккредитованного агентства или приостановления такого статуса, то он не имеет соответствующего регулирования, что предопределяет различное развитие отношений между агентством и заказчиком, а также между агентством, заказчиком и органом аккредитации Федеральной службой по труду и занятости.

Поскольку нарушение установленного порядка предоставления труда работников (персонала) не образует специального состава административного правонарушения, соответствующие действия агентства, утратившего аккредитацию, будут квалифицироваться как нарушение трудового законодательства.

Что касается заказчиков, то для них соответствующие требования по использованию труда работников (персонала) на вышеуказанных условиях не предъявляются, и квалифицировать их действия как нарушение трудового законодательства будет сложно. В частности, для них не сформулированы требования о проверке статуса юридического лица на право предоставления труда работников (персонала). Постановка вопроса о ничтожности или оспоримости заключенного заказчиком гражданско-правового договора с юридическим лицом, не обладающим соответствующим статусом или утратившим его, также не обеспечена соответствующими нормами гражданского законодательства.

Обоснование: 

Как следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", частные агентства занятости - это юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. Аккредитация проводится органом по аккредитации - Федеральной службой по труду и занятости - в порядке, устанавливаемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Данное определение статуса частных агентств занятости представляется некорректным, поскольку существенным образом сужает привычную сферу деятельности негосударственных агентств занятости, состоящую в основном в оказании ищущим работу соответствующей помощи по трудоустройству.

Так, в статье 1 вышеупомянутой Конвенции МОТ N 181 под частным агентством занятости понимается любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет одну или более из следующих услуг на рынке труда:

a) услуги, способствующие увязыванию предложений рабочих мест и заявок на них, при этом частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях, могущих при этом возникать;

b) услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая может быть физическим или юридическим лицом ("предприятие-пользователь"), и устанавливает им рабочие задания и контролирует их выполнение;

c) другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, такие как предоставление информации, но не имеющие целью увязывание конкретных предложений рабочих мест и заявок на них.

Одна из целей Конвенции состоит в том, чтобы разрешить функционирование частных агентств занятости и защитить, в пределах ее положений, трудящихся, пользующихся их услугами.

В силу Конвенции после консультаций с наиболее представительными организациями заинтересованных работодателей и трудящихся государство - член МОТ может:

a) запретить, при определенных обстоятельствах, предоставление частными агентствами занятости некоторым категориям трудящихся или в определенных отраслях экономической деятельности одной или более из указанных услуг;

b) исключить, при определенных обстоятельствах, трудящихся, работающих в некоторых отраслях экономической деятельности, или их части, из сферы применения Конвенции или определенных ее положений, при условии что такие трудящиеся обеспечены адекватной защитой иным образом.

В соответствии со статьей 3 Конвенции государство определяет условия, регулирующие деятельность частных агентств занятости, посредством системы выдачи лицензий или удостоверений, если только эти условия не регулируются или не определяются иным образом соответствующими национальными законодательством и практикой. Российская Федерация выбрала такую форму администрирования, как аккредитация.

Порядок аккредитации частных агентств занятости установлен в Правилах аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1165. К сожалению, Правила вступают в силу так же - с 01.01.2016, что не обеспечивает действия новелл правового регулирования с 01.01.2016, поскольку на аккредитацию первого частного агентства занятости потребуется некоторое время.

Согласно Правилам к юридическим лицам, аккредитуемым в качестве частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), выдвигаются следующие условия: 1) эти юридические лица должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации и 2) они не должны являться субъектами предпринимательства, применяющими специальные налоговые режимы. Последнее требование сформулировано в пункте 8 статьи 18.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 18.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", повторенными в пункте 2 Правил, требованиями аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), которым должно соответствовать частное агентство занятости (далее - агентство), являются:

1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн. рублей;

2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

3) наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее 2 лет за последние 3 года;

4) отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Нельзя не отметить, что наиболее сложно реализуемым является соблюдение требования, указанного в пункте "в" пункта 2 Правил, - его выдвижение существенно ограничивает возможность начала осуществления деятельности в качестве агентства без привлечения людей, которые имеют опыт работы в кадровых агентствах или государственных службах занятости, даже если этот опыт будет формальным - в качестве рядового клерка или специалиста.

В целях аккредитации агентство представляет в орган аккредитации заявление о получении (продлении) аккредитации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1165. Такое заявление заполняется на бланке агентства, подписывается руководителем агентства или уполномоченным им лицом и заверяется печатью агентства.

Вместе с заявлением агентство представляет следующие документы:

а) нотариально заверенную копию учредительного документа;

б) документы, подтверждающие наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн. рублей;

в) копию паспорта руководителя агентства или документ, его заменяющий;

г) документ о назначении на должность руководителя агентства, заверенный печатью агентства (при наличии печати) и подписью уполномоченного лица агентства;

д) документы установленного образца о высшем образовании руководителя агентства, а также копия его трудовой книжки (или документа, ее заменяющего), заверенная печатью агентства (при наличии печати) и подписью уполномоченного лица агентства;

е) документ, подтверждающий отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Требовать от агентства представления иных документов орган по аккредитации не вправе.

Документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык и заверены в установленном порядке.

Заявление вместе с документами представляется в орган аккредитации лично руководителем агентства или уполномоченным им лицом. Документы принимаются по описи и регистрируются в течение рабочего дня, следующего за днем их получения.

В течение 3 рабочих дней с даты регистрации заявления о получении аккредитации и необходимых документов орган по аккредитации осуществляет проверку их комплектности. Если представлены не все документы, комплект возвращается агентству в течение 5 рабочих дней с указанием причин возврата. Дополнив комплект недостающими документами, агентство представляет их заново.

В течение 15 рабочих дней с даты получения комплекта документов орган по аккредитации:

а) запрашивает сведения об агентстве из Единого государственного реестра юридических лиц и информацию, подтверждающую отсутствие у агентства задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

б) организует рассмотрение комплекта документов в части полноты и достоверности содержащихся в них сведений и соответствия данных документов агентства требованиям аккредитации путем направления межведомственных запросов, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

в) принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.

Основаниями для принятия решения об отказе в аккредитации являются:

а) несоответствие агентства требованиям аккредитации;

б) наличие в представленных документах недостоверной информации.

При наличии указанных оснований орган аккредитации подготавливает письменное уведомление об отказе в аккредитации по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1165, которое вручается представителю агентства либо направляется агентству заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации.

Агентство после устранения причин, в связи с которыми ему было отказано в аккредитации, вправе представить в орган аккредитации для рассмотрения новый комплект документов с пометкой "повторно" в порядке, установленном для первичной подачи заявления.

В случае принятия положительного решения - решения об аккредитации - орган аккредитации:

а) осуществляет аккредитацию путем внесения в реестр аккредитованных агентств сведений об агентстве в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации;

б) подготавливает письменное уведомление о внесении сведений в реестр по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1165, которое вручается представителю агентства либо направляется агентству заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), в течение 3 рабочих дней со дня внесения сведений об агентстве в реестр.

Аккредитация предоставляется на 3 года, если в заявлении о получении аккредитации не указан меньший срок. Аккредитация может быть продлена (на срок предоставления аккредитации), приостановлена (возобновлена) или отозвана.

На аккредитованные в установленном порядке агентства возлагается ряд обязанностей, несоблюдение некоторых из них чревато приостановлением или отзывом аккредитации. В частности, аккредитованные агентства обязаны:

а) представлять в орган аккредитации ежегодные отчеты о деятельности по предоставлению труда работников (персонала) не позднее 15 января года, следующего за отчетным, по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;

б) сообщать в письменной форме в орган аккредитации сведения о соответствующих изменениях не позднее чем в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц, в частности, о следующих изменениях:

- изменение наименования агентства;

- изменение места нахождения агентства;

- ликвидация или реорганизация агентства;

- смена руководителя.

Орган аккредитации отражает произошедшие изменения в реестре аккредитованных агентств в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов. Обо всех внесенных в реестр изменениях агентство уведомляется в том же порядке, что и об аккредитации, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в реестр.

Агентство также должно уведомить орган аккредитации при возникновении несоответствия агентства указанным в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи требованиям (по уставному капиталу, возникновению задолженности или вступлению в отношении руководителя организации соответствующего приговора суда) в течение 5 рабочих дней с даты наступления указанных обстоятельств. В свою очередь, орган аккредитации в течение 3 рабочих дней с даты получения уведомления приостанавливает его аккредитацию и направляет ему уведомление о необходимости устранения в течение 30 календарных дней несоответствий установленным требованиям.

Если от агентства не поступило уведомление об устранении указанных несоответствий в установленный срок, то орган аккредитации принимает решение об отзыве аккредитации и исключает агентство из реестра. Об этом агентство уведомляется в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об отзыве аккредитации теми же способами, что о принятии решения об аккредитации.

При смене руководителя агентства орган аккредитации уведомляется в течение 5 рабочих дней. Последний в течение 3 рабочих дней с даты получения уведомления агентства направляет ему свое уведомление о необходимости представления в орган аккредитации лично новым руководителем агентства или уполномоченным им лицом документов, подтверждающих его статус (паспорта, организационно-распорядительного акта о назначении на должность, документов об образовании и трудовом стаже, документа, подтверждающего отсутствие судимости за совершение соответствующих преступлений). Если это требование не будет выполнено в течение 30 календарных дней новым руководителем агентства или уполномоченным им лицом, орган аккредитации принимает решение об отзыве аккредитации и исключает агентство из реестра. Об этом агентство уведомляется в вышеизложенном порядке в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об отзыве аккредитации.

Предоставленная агентству аккредитация может быть продлена. Для этого агентство не позднее 30 рабочих дней до истечения срока действия аккредитации подает соответствующее заявление о продлении аккредитации. Главным условием продления аккредитации является представление агентством органу аккредитации ежегодного отчета о деятельности по предоставлению труда работников (персонала).

По результатам рассмотрения представленных документов орган аккредитации принимает решение о продлении аккредитации или об отказе в продлении аккредитации в течение 15 рабочих дней с даты получения указанных документов. Аккредитация агентства продлевается на 3 года, если иной срок не указан в заявлении о продлении аккредитации. О продлении аккредитации агентство уведомляется вышеуказанным способом в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о продлении аккредитации.

Основанием для отказа в продлении аккредитации является несоблюдение агентством требований аккредитации и непредставление необходимых документов.

Для контроля за соблюдением агентством требований аккредитации, а также выполнения обязанностей по ранее заключенным с работниками трудовым договорам в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала) органом аккредитации проводятся соответствующие проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В случае выявления в результате проверок нарушений агентством требований аккредитации или невыполнения обязанностей по ранее заключенным с работниками трудовым договорам в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала) органом по аккредитации принимается решение о приостановлении аккредитации.

Такое решение принимается органом аккредитации в течение 10 рабочих дней с даты регистрации документов, подтверждающих выявленные нарушения. В такой же срок принимается решение о возобновлении аккредитации, если агентством в течение 30 календарных дней были устранены обстоятельства, ставшие основанием для приостановления аккредитации.

О принятом решении орган по аккредитации уведомляет агентство в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения - о приостановлении или возобновлении аккредитации - одним из способов, которым агентство уведомляется о предоставлении аккредитации.

Орган аккредитации принимает решение об отзыве аккредитации и исключает агентство из реестра в следующих случаях:

а) ликвидация или реорганизация агентства;

б) истечение срока аккредитации;

в) письменное обращение агентства об отзыве аккредитации;

г) несоответствие агентства установленным требованиям;

д) представление агентством подложных документов или заведомо ложных сведений;

е) непредставление в установленный срок в орган аккредитации ежегодного отчета о деятельности по предоставлению труда работников (персонала);

ж) представление в орган аккредитации ежегодного отчета о деятельности аккредитованного агентства, содержащего заведомо ложные сведения;

з) неустранение в установленный органом аккредитации срок нарушений, повлекших за собой приостановление аккредитации;

и) неустранение в установленный срок несоответствий агентства требованиям к размеру уставного капитала, отсутствию задолженности и отсутствию судимости у руководителя агентства;

к) непредставление в установленный срок в случае смены руководителя агентства документов, подтверждающих соответствие нового руководителя соответствующим требованиям.

В случае отзыва аккредитации на основании пунктов "ж" и "з" повторное обращение агентства в орган аккредитации возможно не ранее чем через 1 год после принятия решения об отзыве аккредитации.

Любое из решений органа аккредитации может быть обжаловано агентством в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Последствия приостановления или отзыва аккредитации агентства определены в пункте 9 статьи 18.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации": в случае приостановления или отзыва аккредитации агентства на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) агентство теряет право заключать с работниками трудовые договоры в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала); при этом все права и обязанности данного агентства по заключенным ранее таким трудовым договорам сохраняются.

Указанное положение Закона представляется не обеспеченным соответствующими нормами права, поскольку трудовые отношения с работниками, изначально принятыми на работу с учетом последующего использования их труда, не прекращаются, однако использование их труда на условиях главы 53.1 Трудового кодекса РФ становится невозможным в силу утраты юридическим лицом статуса аккредитованного агентства. Этот момент агентства должны и будут учитывать при заключении соответствующих трудовых договоров либо будут вынуждены искать способы избавления от работников, труд которых не может быть использован на прежних условиях.

Что касается вопроса о судьбе договоров между агентством (исполнителем) и заказчиком в случае утраты им статуса аккредитованного агентства или приостановления такого статуса, то он не имеет соответствующего регулирования, что предопределяет различное развитие отношений между агентством и заказчиком, а также между агентством, заказчиком и органом аккредитации Федеральной службой по труду и занятости.

Поскольку нарушение установленного порядка предоставления труда работников (персонала) не образует специального состава административного правонарушения, соответствующие действия агентства, утратившего аккредитацию, будут квалифицироваться как нарушение трудового законодательства. Что касается заказчиков, то для них соответствующие требования по использованию труда работников (персонала) на вышеуказанных условиях не предъявляются, и квалифицировать их действия как нарушение трудового законодательства будет сложно. В частности, для них не сформулированы требования о проверке статуса юридического лица на право предоставления труда работников (персонала). Постановка вопроса о ничтожности или оспоримости заключенного заказчиком гражданско-правового договора с юридическим лицом, не обладающим соответствующим статусом или утратившим его, также не обеспечена соответствующими нормами гражданского законодательства.

Вместе с тем физическое или юридическое лицо, намеренное использовать труд работников другого юридического лица, располагает возможностями установить статус предоставляющего такие услуги агентства: согласно пункту 39 Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных частных агентств занятости, являются общедоступными.

Доступ к сведениям, содержащимся в реестре, обеспечивается путем:

- размещения реестра на официальном сайте органа аккредитации в сети Интернет;

- предоставления сведений, содержащихся в реестре, в виде выписок или сообщений об отсутствии указанных сведений в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в реестре, может быть направлен в орган аккредитации в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме с использованием сети Интернет, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Орган аккредитации по запросу предоставляет бесплатно сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок из реестра или сообщает об отсутствии в реестре сведений в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

Таким образом, хотя нормативными правовыми актами обязательность проверки статуса агентства не предусмотрена, такая возможность существует.



Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2025, № 04
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2025, № 04
Дата подписания номера -07.02.2025
06.02.2025 Читать далее
Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (февраль)
03.02.2025 Читать далее