ТОП интересных вопросов Линии консультаций (27.10.2020)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png


От нашего пользователя поступил вопрос:
Правомерно ли использование не оригинальных запасных частей при восстановительном ремонте автомобиля (не гарантийном) в рамках ОСАГО?

   
 Ляйс Оксана.png


Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Правомерно.

Действующее законодательство не содержит обязательного условия использовать при проведении восстановительного ремонта в рамках Закона об ОСАГО оригинальные запасные части.

Обоснование:

В соответствии с пунктом 15.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

При проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Также, согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в случае, если в соответствии с Методикой требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), то при восстановительном ремонте поврежденного транспортного средства не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено только соглашением между страховщиком и потерпевшим (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Согласно пп. а п. 3.6.4 Положения N 432-П наименование детали (узла, агрегата) приводится на русском языке и должно содержать полное наименование, указанное в каталоге запасных частей для этой марки (модели, модификации) транспортного средства, составленном производителем транспортного средства, или в электронной базе данных стоимостной информации в отношении деталей (узлов, агрегатов), а при отсутствии таких источников - в программно-расчетном комплексе или прайс-листе поставщика соответствующей детали (узла, агрегата), и их уникальный номер, присвоенный производителем транспортного средства (поставщиком детали (узла, агрегата) или программно-расчетного комплекса).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.6.4. Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П) при замене детали (узла, агрегата) на новую деталь (узел, агрегат) такая замена не должна ухудшать безопасность транспортного средства и должна соответствовать обязательным требованиям, если такие требования установлены производителем транспортного средства или законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 7.2.1 Единой методики, в отношении запасных частей исходной информацией о перечне (составе) запасных частей (деталей, узлов, агрегатов) должен служить каталог запасных частей изготовителя транспортного средства по каждой модели. В исследовании учитываются только данные по новым сертифицированным запасным частям. При этом в выборку цен не включаются цены на "неоригинальные" запасные части (не имеющие упаковки, торгового обозначения производителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера), превышающие цены на соответствующие "оригинальные" запасные части (имеющие упаковку, торговое обозначение производителя и установленный им идентификационный номер), и цены на "неоригинальные" запасные части заведомо низкого качества, то есть запасные части, цена которых составляет менее 30 процентов минимальной цены "оригинальной" запасной части.

Исходя из толкования указанных положений, Единая методика не содержит запрета на использование при восстановительном ремонте поврежденного транспортного средства "неоригинальных" запасных частей, а напротив допускает их использование, с определенными допущениями (их стоимость не должна превышать стоимость "оригинальных" запасных частей и быть меньше их более чем на 30%).

См., например, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2020 N 88-2801/2020 {КонсультантПлюс}

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2020 N 88-2389/2020 {КонсультантПлюс}

Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2019 по делу N 33-34912/2019 Требование: О взыскании страхового возмещения, неустойки за нарушение срока страховой выплаты. Обстоятельства: Истец указал, что в результате ДТП его автомобилю были причинены механические повреждения, он обратился к ответчику за страховым возмещением. Ответчик выдал направление на ремонт автомобиля истца. При обращении на станцию техобслуживания автомобилей истец получил информацию о том, что необходимо осуществить доплату за установку оригинальных запасных частей или ремонт будет осуществлен по аналогам оригинальных запасных частей, подлежащих ремонту, в связи с чем истец обратился к ответчику с требованием о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО, оставленным ответчиком без удовлетворения. Решение: В удовлетворении требования отказано. {КонсультантПлюс}

 Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2020 N 88-1622/2020 {КонсультантПлюс}

Таким образом, в действующем законодательстве не содержится императивного запрета на использование при восстановительном ремонте поврежденного транспортного средства "неоригинальных" запасных частей, а напротив допускает использование аналогов, с определенными допущениями.  

Подборка:

1. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2020 N 88-2801/2020 {КонсультантПлюс}

2. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2020 N 88-2389/2020 {КонсультантПлюс}

3. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2019 по делу N 33-34912/2019 Требование: О взыскании страхового возмещения, неустойки за нарушение срока страховой выплаты. Обстоятельства: Истец указал, что в результате ДТП его автомобилю были причинены механические повреждения, он обратился к ответчику за страховым возмещением. Ответчик выдал направление на ремонт автомобиля истца. При обращении на станцию техобслуживания автомобилей истец получил информацию о том, что необходимо осуществить доплату за установку оригинальных запасных частей или ремонт будет осуществлен по аналогам оригинальных запасных частей, подлежащих ремонту, в связи с чем истец обратился к ответчику с требованием о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО, оставленным ответчиком без удовлетворения. Решение: В удовлетворении требования отказано. {КонсультантПлюс}

4. Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2020 N 88-1622/2020 {КонсультантПлюс}

5. Положение Банка России от 19.09.2014 N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" {КонсультантПлюс}

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" {КонсультантПлюс}

7. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Дата подписания номера-22.03.2024
22.03.2024 Читать далее
ТОП интересных вопросов Линии консультаций (20.03.2024)
От нашего пользователя поступил вопрос: С частным агентством (исполнителем) заключен договор по предоставлению труда работников (персонала).Согласно п. 3 ст. 18.1. ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в Российской Федерации", осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. В процессе выполнения договора у частного агентства аккредитация Рострудом была отозвана. Какие риски могут возникнуть у Заказчика при продолжении получения услуг в рамках договора от такого частного агентства?
20.03.2024 Читать далее