ТОП популярных вопросов Линии консультаций (03.02.2022)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png


От нашего пользователя поступил вопрос:
Организация в декабре 2019г. приобрела Автомобиль BMW 530D ХDRIVЕ - прямая покупка у поставщика. А/м отнесен к категории высшего класса. Код по ОКОФ15 3410140, срок амортизации по которой от 7-10 лет. Имеет ли право организация применить третью группу амортизации (37 мес.). для данного а/м. И по какой стоимости может продать эту машину.

 Мазитова-Роза.jpg
Ответ Эксперта Линии консультаций по экономическим вопросам
Мазитовой Розы
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

1.Полгаеам, что организация не имеет права применить третью группу амортизации (37 мес.). для данного а/м. В данном случае амортизационная группа предусмотрена для указанного автомобиля (дизель)  – пятая.

2.Если стороны сделки не являются взаимозависимыми лицами, то цена, установленная согласием сторон, признается рыночной. Критерии признания лиц взаимозависимыми приведены в статье 105.1 НК РФ (указаны в обосновании).

И наоборот, если же лица будут признаны взаимозависимыми, то при продаже автомобиля например: физлицу по цене ниже рыночной: у продавца окажется занижена налоговая база по налогу на прибыль и НДС (инспекция эти налоги доначислит); у покупателю-физлица возникнет экономическая выгода в виде разницы между рыночной ценой и остаточной стоимостью автомобиля, по которой он был куплен у фирмы. Этот доход подлежит обложению НДФЛ. 

Таким образом, если покупателем автомобиля является не связанное с фирмой-продавцом третье лицо, никаких дополнительных налоговых рисков не возникает.

Обоснование:

Какая амортизационная группа предусмотрена для легковых автомобилей

Легковые автомобили по кодам ОКОФ включены в следующие амортизационные группы:

1) третья группа:

- автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2);

- 310.29.10.21 - код ОКОФ для транспортных средств с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1 500 куб. см;

2) пятая группа:

- автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (код ОКОФ 310.29.10.24);

- средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые (код ОКОФ 310.29.10.23).

 При этом при отнесении к 5 группе - средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), рабочий объем двигателя не учитывается.

Средства транспортные

 310.29.10.23 

Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые

электрооборудование транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания или дизелями

"ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст) (ред. от 10.09.2021) {КонсультантПлюс}

На основании вышеизложенного, организация не имеет права применить третью группу амортизации (37 мес.). для данного а/м. В данном случае амортизационная группа предусмотрена для указанного автомобиля (дизель)  – пятая.

2.Если стороны сделки не являются взаимозависимыми лицами, то цена, установленная согласием сторон, признается рыночной. Напоминаем, что критерии признания лиц взаимозависимыми приведены в статье 105.1 НК РФ. 

С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Таким образом, кому можно продать автомобиль по остаточной стоимости ГК РФ предусматривает свободу договора. Цену товара устанавливают в договоре купли-продажи стороны договора по согласованию между собой (ст. 485 ГК РФ). 

Поэтому фирма может продать свой автомобиль по цене, согласованной с покупателем, даже если она окажется ниже рыночной. Однако негативных налоговых последствий у такой сделки не будет, если стороны не являются взаимозависимыми (ст. 105.3 НК РФ). 

Если стороны сделки не являются взаимозависимыми, то любая согласованная между ними цена является рыночной (относительно налога на прибыль, НДС и НДФЛ). 

И наоборот, если же лица будут признаны взаимозависимыми, то при продаже автомобиля например: физлицу по цене ниже рыночной: у продавца окажется занижена налоговая база по налогу на прибыль и НДС (инспекция эти налоги доначислит); у покупателю-физлица возникнет экономическая выгода в виде разницы между рыночной ценой и остаточной стоимостью автомобиля, по которой он был куплен у фирмы. Этот доход подлежит обложению НДФЛ. Таким образом, если покупателем автомобиля является не связанное с фирмой-продавцом третье лицо, никаких дополнительных налоговых рисков не возникает.

Однако, суд вправе признать лица взаимозависимыми для целей налогообложения в случаях, не указанных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если у контрагента налогоплательщика (взаимозависимых лиц контрагента) имелась возможность оказывать влияние на принимаемые налогоплательщиком решения в сфере его финансово-хозяйственной деятельности. Бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на налоговый орган.

Цель применения указанной нормы - выявление сделок, финансовое содержание которых отличается от условий, которые стороны определили бы при их взаимодействии в качестве независимых контрагентов, действующих в собственных экономических интересах.

Некоторые признаки взаимной зависимости суд включил в Обзор:

- иное лицо (в том числе контрагент по сделке) имеет возможность определять решения, принимаемые налогоплательщиком;

- налогоплательщик действовал в общих экономических интересах группы, к которой он принадлежит (к выгоде третьих лиц);

- несвобода в принятии решений должна была сказаться на условиях и результатах исполнения соответствующих сделок.

Зачастую налоговый орган даже не пытается доказать, что взаимная зависимость сторон непосредственно повлияла на результаты сделки.

Исключение: влияние, оказываемое по экономическим причинам, например в силу преимущественного положения на рынке одного из участников сделки, не должно приниматься во внимание при решении вопроса о признании лиц взаимозависимыми (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) {КонсультантПлюс} 

В связи с отсутствием разъяснений государственных органов и консультационных материалов, в которых бы содержался прямой ответ на Ваш вопрос, данный вывод является личным мнением эксперта ЛК.

Подборка:   

1.  Готовое решение: Как учреждению учитывать автомобиль (КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс}

2.  ст. 105.1, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) {КонсультантПлюс}

3.  Вопрос: О налоге на прибыль и НДС при предоставлении скидки по договору. (Письмо Минфина России от 23.08.2021 N 03-03-06/1/67724) {КонсультантПлюс}

4.  Статья: Взаимозависимые лица и контролируемые сделки: позиции и рекомендации (Маликова Н.) ("ЭЖ-Юрист", 2017, N 47) {КонсультантПлюс}

5. "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 09
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 09
Дата подписания номера-19.04.2024
17.04.2024 Читать далее