ТОП популярных вопросов Линии консультаций (26.02.2024)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png



От нашего пользователя поступил вопрос:
Благотворительный фонд купил автомобиль в Казахстане в 2023 году. С 01.01.2024 года вступил в силу расчет о суммах, выплаченных иностранным организациям КНД 1151056. Срок сдачи отчета до 25.03.2024г. Должен ли быть сдан этот отчет Фондом за 2023 год.


    Шакирова Гульназ Радиковна.jpg

Ответ Эксперта Линии консультаций по экономическим вопросам
Шакировой Гульназ 
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Налоговый расчет должны подавать организации и ИП, выплачивающие иностранным организациям доходы от источников в РФ.

Согласно, Письма ФНС России от 14.11.2023 N ШЮ-4-13/14369@ "О налоговом расчете сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов" {КонсультантПлюс}, обязанность налогоплательщиков представлять налоговый расчет в отношении всех выплат доходов иностранных организаций, в том числе не подлежащих налогообложению.
Следовательно, Вам необходимо подать форму КНД 1151056 за 2023г. Рекомендуем воспользоваться для заполнения налогового расчета Готовым решением: Как заполнить и сдать налоговый расчет сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме КНД 1151056 (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}.

Данная позиция является личным мнением эксперта и носит разъяснительный и рекомендательный характер.  

Обоснование:

В отношении наличия обязанности (или отсутствия таковой) у организации представлять Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в случае отсутствия удержаний налогов с данных выплат отметим следующее.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянное представительство, прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в РФ (п. 3 ст. 247 НК РФ).

Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

При этом п. 1 ст. 310 НК РФ установлено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 ст. 310 НК РФ.

Одновременно п. 2 ст. 309 НК РФ предусматривает исключение из состава налогооблагаемых доходов тех поступлений, которые получены иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подп. 5, 6, 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, за исключением указанных в подп. 9.2 п. 1 ст. 309 НК РФ, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ.

Обязанность информировать налоговый орган о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (далее - Налоговый расчет), возложена на налоговых агентов (п. 4 ст. 310 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет РФ.

Кроме того, подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ на налоговых агентов возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что обязанность представления Налогового расчета возлагается только на налогового агента. Если в силу положений ст. 309 НК РФ на российскую организацию не возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль, то у нее отсутствует и обязанность по представлению сведений, указанных в п. 4 ст. 310 НК РФ.

В свою очередь, по мнению уполномоченных органов, доходы иностранной организации, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ, хотя налогом на прибыль в РФ и не облагаются, при этом признаются доходами от источников в РФ и подлежат отражению российскими организациями в налоговом расчете.

Так, в письме Минфина России от 10.10.2016 N 03-08-05/58776 было дано соответствующее разъяснение, что выплачиваемые иностранной организации доходы, признаваемые доходами от источников в РФ в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ, в том числе не подлежащие налогообложению в РФ на основании международного договора, подлежат отражению в представляемом налоговым агентом Налоговом расчете. Данная позиция изложена в упомянутом в вопросе решении ВС РФ от 30.03.2023 N АКПИ23-19, письмах ФНС России от 12.04.2022 N СД-4-3/4421@, от 12.11.2020 N СД-4-3/18617@, от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 16.01.2019 N СД-4-3/431@, Минфина России от 07.09.2017 N 03-08-05/57611.

Таким образом, по мнению контролирующих органов, необлагаемый доход подлежит отражению налоговым агентом в Налоговом расчете.

Отметим, что судебная практика не всегда складывается в пользу организаций.

Так, существуют судебные решения, при принятии которых судьи исходили из того, что российская организация, выплачивающая доход иностранной организации, не утрачивает статус налогового агента, даже если не обязана исчислять и удерживать налог в конкретном случае (постановления АС Северо-Кавказского округа от 31.03.2016 N Ф08-1502/16 по делу N А53-17372/2015, Пятнадцатого ААС от 16.10.2009 N 15АП-8291/2009). Судьи отмечают, что целью представления налоговых расчетов является осуществление налогового контроля за правильностью налогообложения доходов иностранных организаций. Основания неудержания налога не имеют значения.

В свою очередь, в других судебных решениях указывается на то, что в отсутствие обязанности налогового агента отсутствует и обязанность по представлению Налогового расчета, а также на неправомерность привлечения организаций к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ (постановление АС Центрального округа от 20.09.2016 N Ф10-3052/16 по делу N А62-6152/2015).

Кроме того, суды признают несостоятельными доводы налогового органа о том, что непредставление российской организацией сведений обо всех выплаченных иностранным контрагентам доходах, в том числе не подлежащих налогообложению в силу п. 2 ст. 309 НК РФ, препятствует осуществлению налогового контроля за правильностью налогообложения доходов иностранных организаций. Такой контроль, по мнению судей, осуществляется налоговым органом в ходе проведения контрольных мероприятий таможенных деклараций, деклараций по налогу на добавленную стоимость, а также валютного контроля (постановление АС Поволжского округа от 22.12.2017 N Ф06-28130/17).

Из имеющейся арбитражной практики следует, что суды, признавая позицию налоговых органов неправомерной в отношении привлечения организаций к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ или п. 1 ст. 126.1 НК РФ за непредставление информации о доходах, выплаченных иностранной организации, в случае отсутствия у российской организации обязанностей налогового агента, указывают на то, что при отсутствии такой обязанности российская организация, являющаяся источником выплаты дохода, не имеет возможности представить в налоговый орган сведения о суммах удержанных за соответствующий период налогов ввиду отсутствия таковых. Соответственно, и доводы инспекции о неправомерности действий (бездействии) организации являются в этом случае необоснованными и основанными на неверном толковании норм действующего законодательства (смотрите постановления Девятнадцатого ААС от 28.06.2021 N 19АП-3151/21 по делу N А64-1768/2021, Седьмого ААС от 04.03.2020 N 07АП-28/20 по делу N А03-14050/2019).

В свою очередь, в упомянутом в вопросе решении ВС РФ от 30.03.2023 N АКПИ23-19 Верховный Суд подчеркнул: отсутствие удержанных за соответствующий период налогов не влияет на обязанность организации - налогового агента представить в налоговый орган сведения о суммах выплаченных иностранным компаниям доходов.

Таким образом, в настоящее время, несмотря на то что в п. 4 ст. 310 НК РФ говорится об обязанности представления налогового расчета только налоговыми агентами, на практике налоговые органы трактуют это понятие несколько иначе.

Не исключаем, что свою позицию организации в случае непредставления расчета в рассматриваемой ситуации придется отстаивать в судебном порядке (даже при условии, что непредставление Налогового расчета не повлияло на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет). 

В Письме ФНС России от 14.11.2023 N ШЮ-4-13/14369@ "О налоговом расчете сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов" {КонсультантПлюс}, разъяснение следующее:

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу поправок в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), принятых Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 389-ФЗ) сообщает следующее.

Пунктом 24 статьи 1 Федерального закона N 389-ФЗ дополнены основания для приостановления операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в пункт 3.2 статьи 76 Кодекса. С 01.01.2024 непредставление налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (КНД 1151056) (далее - налоговый расчет) (в том числе и в отношении доходов иностранной организации, не подлежащих налогообложению) также является основанием для приостановления операций по банковским счетам.

Кроме того, пунктом 43 статьи 1 Федерального закона N 389-ФЗ вносятся изменения в статью 119 Кодекса, согласно которым с 01.01.2024 непредставление налогового расчета в установленный законодательством срок приведет к ответственности в виде штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате, перечислению) на основании налогового расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Данные изменения учтены в новой форме налогового расчета, утвержденной приказом ФНС России от 26.09.2023 N ЕД-7-3/675@ <1>. Новая форма налогового расчета и соответствующий ей формат вступят в силу с 01.01.2024 и должны применяться с представления налогового расчета за 2023 год.

Федеральная налоговая служба обращает внимание, что налоговый расчет заполняется нарастающим итогом и представляется налоговыми агентами (организациями и индивидуальными предпринимателями), осуществившими выплаты в адрес иностранных организаций в течение налогового периода <2>.

Таким образом, если выплата в пользу иностранной организации осуществлена в первом отчетном периоде (январь, первый квартал), то обязанность по представлению налоговых расчетов сохраняется за все отчетные периоды до конца соответствующего года.

При этом отражению подлежат все виды доходов, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации:

- подлежащие обложению налогом;

- не подлежащие налогообложению;

- осуществленные в неденежной форме (например, в виде взаимозачетов, капитализации процентов).

Поскольку решением ВС РФ от 30.03.2023 N АКПИ23-19 подтверждена обязанность налогоплательщиков представлять налоговый расчет в отношении всех выплат доходов иностранных организаций, в том числе не подлежащих налогообложению, в налоговый расчет внесены новые разделы 4 и 5: сведения о выплаченных доходах, не подлежащих налогообложению (за исключением продажи товаров) и сведения о выплаченных доходах от продажи товаров, не подлежащих налогообложению.

В новой форме также учтены изменения в части порядка пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации, который осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату выплаты дохода иностранной организации <3>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 389-ФЗ указанные поправки вступили в силу с 31 августа 2023 года. При этом согласно пункту 21 статьи 13 Федерального закона N 389-ФЗ их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года (в соответствии с письмом ФНС России от 04.09.2023 N КВ-4-3/11220@ представление налоговыми агентами уточненных налоговых расчетов за отчетные периоды до 31.08.2023 не требуется).

Кроме того, значительно расширен и конкретизирован перечень кодов доходов <4>, который применяется при заполнении новой формы налогового расчета. Следует обратить внимание, что новый перечень кодов необходимо применять уже при заполнении налогового расчета за 2023 год.

Пунктом 29 статьи 1 Федерального закона N 389-ФЗ уточнены положения пункта 6 статьи 81 Кодекса, в соответствии с которыми с 01.01.2024 уточненный налоговый расчет должен содержать данные в отношении всех налогоплательщиков, указанных в ранее представленном расчете, а не только в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений.

При этом внесение изменений по отраженной ранее конкретной выплате производится с сохранением порядкового номера выплаты. При добавлении информации о неотраженной ранее выплате такой выплате присваивается следующий порядковый номер.

Уточненный налоговый расчет представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в том отчетном (налоговом) периоде, за который вносятся изменения <5>.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Подборка:

1. Типовая ситуация: Налог на прибыль при выплате доходов иностранной организации: уплата и отчетность (Издательство "Главная книга", 2024) {КонсультантПлюс}

2. Готовое решение: Как заполнить и сдать налоговый расчет сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме КНД 1151056 (КонсультантПлюс, 2024) {КонсультантПлюс}

3. <Письмо> ФНС России от 14.11.2023 N ШЮ-4-13/14369@ "О налоговом расчете сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов" {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

РайТ-Плюс Бюджетные организации
РайТ-Плюс - Полный набор инструментов и экспертных ответов для эффективных решений по востребованным темам бухгалтерского и бюджетного учета в области кадров, права, финансового контроля и закупок: 44-ФЗ/223-ФЗ. Позволяет получать представление о неочевидных рисках, экономить время и выбирать наилучший план действий в конкретной ситуации
09.06.2025 Читать далее
Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (июнь)
09.06.2025 Читать далее