ТОП популярных вопросов Линии консультаций (29.09.2020)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png
От нашего пользователя поступил вопрос:
Может ли юридическое лицо, осуществляющее поставку зерна на элеватор, быть привлечено к административной ответственности за перегруз грузового транспорта (12.21.1 КоАП РФ) на основании документов, направленных элеватором, на котором происходило взвешивание? Будут ли законными постановления ГИБДД, вынесенные в таком порядке? Пример: юр.лицо привозит на элеватор зерно. Грузовой транспорт погружен в массе большей чем это разрешено. Элеватор куда привозится зерно взвешивает этот транспорт и направляет документы в ГИБДД, а те в свою очередь выносят постановление.
 Ляйс Оксана.png



Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

По существу заданного Вами вопроса можем пояснить то, что юридическое лицо, осуществляющее поставку зерна на элеватор, не может быть привлечено к административной ответственности за перегруз грузового транспорта по ст. 12.21.1 КоАП РФ на основании документов, направленных элеватором, на котором происходило взвешивание.

Вынесенное в таком порядке Постановление ГИБДД не является законным, так как юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено договором перевозки груза).

Перевозчик вправе взыскать уплаченный штраф с грузоотправителя.

 Обоснование:

Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства (п. 23.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).

Движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства и тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на 2% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением военных транспортных средств, допускается при наличии специальных разрешений (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Порядок выдачи разрешения определен в ч. 6 - 11 ст. 31 Закона N 257-ФЗ и Приказом Минтранса России от 05.06.2019 N 167.

Погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), при этом юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 8, 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").

Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза. По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, - перевозчиком в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытом транспортном средстве и контейнере масса груза определяется грузоотправителем (п. 55 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в п. 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза (п. 26 Правил N 272).

Движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20% без специального разрешения может повлечь наложение административного штрафа по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ в размере от 250 тыс. до 300 тыс. руб. на юридическое лицо, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - в размере 300 тыс. руб. на собственника (владельца) транспортного средства (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.2019 N 5-П).

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, а объективную сторону такого правонарушения образуют действия (бездействие), состоящие в нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Субъектами административного правонарушения являются либо водители, должностные лица, ответственные за перевозку, юридические лица (лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), либо только собственники (владельцы) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20).

Наличие у перевозчика определенных прав в отношении действий грузоотправителя, предоставленных ч. 11 ст. 11 Устава автомобильного транспорта, не означает, что в отсутствие их реализации поведение грузоотправителя, осуществившего загрузку транспортного средства с превышением допустимых показателей, становится правомерным, а сами эти действия не могут повлечь негативных последствий для грузоотправителя.

Более того, обязанность грузоотправителя по погрузке груза с учетом максимальной грузоподъемности транспортного средства может быть установлена и договором между грузоотправителем и перевозчиком.

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.               

Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства того, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (ст. ст. 15, 393 и 404 ГК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.

Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, учитывая предусмотренную законодательством и договором обязанность грузоотправителя соблюдать требования к максимально допустимой нагрузке на ось транспортного средства, перевозчик вправе взыскать уплаченный штраф с грузоотправителя в данной ситуации.

Также, рекомендуем Вам ознакомиться со следующей статьей:

Статья: Лишний вес - повод для штрафа (Пластинина Н.) ("Административное право", 2018, N 3) {КонсультантПлюс}

Скачать статью


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Дата подписания номера-22.03.2024
22.03.2024 Читать далее
ТОП интересных вопросов Линии консультаций (20.03.2024)
От нашего пользователя поступил вопрос: С частным агентством (исполнителем) заключен договор по предоставлению труда работников (персонала).Согласно п. 3 ст. 18.1. ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в Российской Федерации", осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. В процессе выполнения договора у частного агентства аккредитация Рострудом была отозвана. Какие риски могут возникнуть у Заказчика при продолжении получения услуг в рамках договора от такого частного агентства?
20.03.2024 Читать далее